Господдержка предприятий-производителей строительных материалов
Полимерная упаковка с каждым годом завоевывает рынок, но и стекло не сдает свои позиции. По востребованности стеклянная тара занимает третье место после упаковки из пластика, а также произведенной из древесины (картонной и бумажной). При этом именно производители стеклянной тары наиболее уязвимы для изменений на рынке – в точности, как их хрупкий товар.
Ввозим из Франции, везем в Белоруссию
В целом на коронавирусный год производителям стеклотары грех жаловаться. Например, по данным аналитической компании Alto Consulting Group, производство стеклянных бутылок в сентябре 2020 года выросло на 5,1% к уровню сентября 2019-го и составило 918,2 млн штук.
Средняя цена производителей на укупорочную продукцию из стекла в прошедшем году выросла на 7,7% к уровню 2019 года. А согласно расчетам маркетингового агентства ROIF Expert, в целом по итогам года потребление стеклотары выросло на 14% в физических единицах и на 23% – по стоимостным показателям.
Заметим, что импорт на этом рынке большой роли не играет, хотя в прошлом году его объем перевалил за 60 млн долларов. В основном стеклотару к нам поставляют Китай, Франция и Германия, а из регионов крупнейшими импортерами, разумеется, остаются Москва и Подмосковье, а также Петербург.
А вот в плане экспорта в этом сегменте совсем другие лидеры – Владимирская, Московская и Нижегородская области, формирующие 45% от общего объема. В основном стекло Россия поставляет в Казахстан, Белоруссию и Польшу. Что касается нашего региона, то стеклянная тара из Петербурга и
Ленобласти в основном экспортировалась в Азербайджан и Белоруссию, также были поставки в Норвегию и Бельгию.
Печи стоят миллиарды
Большинство действующих предприятий были созданы в начале XXI века, а после десяти лет работы модернизированы. Но время не стоит на месте, а специфика производства такова, что оно нуждается в регулярном обновлении – цикл стекловаренной печи в среднем составляет 8 – 10 лет. При этом новое оборудование производится за рубежом, а его стоимость достигает миллиардов рублей.
Естественно, в нынешних экономических условиях далеко не все производители смогут окупить установку нового оборудования в ближайшие десять лет. Ситуация осложняется тем, что стекловарение – одно из самых энергоемких производств, а постоянные повышения тарифов на электроэнергию делают отечественных стекловаров неконкурентоспособными.
В результате сегодня некоторые собственники предпочитают вместо нового этапа модернизации с сомнительными шансами на возврат инвестиций просто выжать из завода остатки ресурсов и обанкротить его. За последние несколько лет в России уже обанкротились несколько заводов по производству стеклотары, и это не конец.
За отходы ответите
Еще один фактор, который может отразиться на работе производителей, – обновленная концепция расширенной ответственности производителей и импортеров за отходы товаров и упаковки, которая была утверждена в конце 2020 года. Этим документом отменяются нормативы утилизации упаковки с сохранением ответственности на производителях товаров. При этом обновленная концепция предполагает, что плата за утилизацию упаковки не войдет в тариф для населения и не повлияет на конечную цену товара.
Практическая реализация концепции стартует 1 января 2022 года, и к этому времени необходимо добиться баланса между выпускаемой в оборот упаковкой и ее утилизацией. Предприниматели смогут реализовать ответственность самостоятельно, заключая договор с утилизатором или через утилизацию на своих мощностях. Иначе же придется оплатить экологический сбор.
Но до начала действия нового механизма ответственным ведомствам совместно с участниками рынка предстоит большая работа по созданию нового нормативно-правового регулирования. Соответствующую «дорожную карту» по поручению вице-премьера планируется разработать и утвердить до 15 февраля 2021 года.
Очевидно, что для производителей новое законодательство означает новые расходы. Впрочем, есть и плюсы. Для отраслей, которые реализуют фактическую утилизацию и стимулируют использование вторсырья, будут разработаны необходимые меры государственной поддержки.
В целом производителей хотят стимулировать к созданию более компактных и легкоперерабатываемых упаковок, вовлечению максимального количества вторсырья в производство, чтобы минимизировать свои расходы за сбор и утилизацию отходов.
Тара с клеймом
На этом законодательные новшества не заканчиваются. В конце января 2021 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, вводящий инструменты идентификации производителей стеклянной потребительской тары, призванный помочь благородному делу борьбы с контрафактным алкоголем. Предлагается, что теперь на всю производимую в стране тару необходимо будет наносить уникальный знак-идентификатор (клеймо) завода-изготовителя. Информация об этом клейме будет вноситься в федеральный реестр обозначений, позволяющих идентифицировать изготовителя.
Между тем нынешняя редакция закона «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» уже содержит запрет на поставки алкоголя в упаковке, не соответствующей требованиям госстандартов. Однако ответственность за соблюдение этого запрета несут только производители алкоголя, теперь же отвечать за контрафакт придется и производителям стеклотары.
Легальные производители алкопродукции уже сейчас требуют от стекольных заводов поставлять стеклянные бутылки с идентификатором завода-изготовителя. Зато некоторые производители стеклотары не имеют стимула для нанесения маркировки, если дело касается заказов от нелегальных производителей алкоголя.
Впрочем, времени приспособиться к этому нововведению достаточно – закон еще не принят, к тому же предполагается шестимесячный переходный период до его вступления в силу, а выпущенные до «часа икс» бутылки можно будет поставлять без маркировки хоть до скончания века.
Любопытно, что большинство стеклодувов законопроект об обязательной маркировке бутылок поддерживает, хотя он вроде бы ужесточает требования к продукции. Производители рассчитывают, что эта мера защитит отечественный рынок от конкуренции с зарубежными поставщиками.
Оправдаются ли эти ожидания – большой вопрос. В целом же грядущие изменения трудно назвать благоприятными для и без того хрупкого рынка. Чтобы не разбить его, госструктуры должны проводить реформы максимально аккуратно.
Источник: https://spbvedomosti.ru/