Господдержка предприятий-производителей строительных материалов
Российская академия художеств представляет выставку произведений заслуженного художника Российской Федерации, члена-корреспондента РАХ Александра Ивановича Фокина «Стекло». Экспозиция продемонстрирует несколько десятков работ, созданных в технике матового гравированного стекла, считающейся едва ли не самой утонченной и рафинированной в истории мирового стеклоделия.
Александр Фокин создает свои произведения, возрождая в отечественном искусстве интерес к этому классическому виду обработки стекла, расцвет которого в Европе и России пришелся на XVII — XVIII века. Гравировка — один из способов холодной обработки стекла; вышлифовывание на поверхности изделия неглубокого негативного матового изображения вращающимся медным или абразивным кругом. Во время работы у автора нет возможности устранить неточности — малейшее неверное движение, и поправить рисунок, как на бумаге, нельзя. Она требует отточенности, твердости руки и ювелирного чувства рельефной формы и как нельзя лучше соответствует особенностям творческой индивидуальности мастера, давая широкие изобразительные возможности и придавая произведениям неожиданные эффекты.
Безукоризненное владение инструментом позволяет художнику добиться градации света и тени, контрастов прозрачного и матового, штриха и пятна и создавать уникальные авторские работы.
Излюбленным жанром А.Фокина является портрет, который считается одним из самых сложных в этом виде искусства. Мастерство рисовальщика, владение средствами пластической моделировки, способность замечать, улавливать характерные черты позволили ему создавать точные психологически выразительные образы. Внутренняя характеристика его произведений достоверна, хотя он и не передает скрупулезно все черты внешнего облика, а останавливается на главном в своем восприятии модели, подчиняя этому рисунок и пластику рельефа. Он следует внутреннему чувству натуры и с одинаковым успехом справляется как с обобщенным решением образов представителей прошлых эпох — В. Белинского, М. Лермонтова, А. Радищева, так и с глубоко реалистичными изображениями своих современников — портретами коллег, своих близких – жены, детей, друзей и просто знакомых. В них художник часто использует круглую форму пласта, «окутывающую» изображение и придающую ему завершенность, а прозрачность и внутреннее свечение стекла создают особый лиризм.
На блоках неправильной формы Фокин изображает сюжетные композиции, иногда дополняя их цветовыми акцентами, как, например, в произведении «Сновидения» (2021г.). Оптическое стекло с его абсолютной прозрачностью создает свето-воздушную пространственную среду, которой автор дорожит. Как правило, он оставляет фон чистым, лишь иногда изображая легкой штриховкой дополнительные детали. Его пейзажи просты, любимый мотив — деревья, сплетающие голые ветви в изящный рисунок. Здесь важна не сложность, а внутренняя символическая наполненность, это пейзажи-размышления, в которых лаконизм средств лишь подчеркивают единую идею.
В его работах современность сочетается с вечными темами, сдержанность — со сложностью содержания, профессионализм — с прекрасным чувством красоты материала. Его искусство заставляет внимательно рассматривать и размышлять, находит яркий эмоциональный отклик в душе зрителя. Совершенство стилистики композиционного и пластического решения, великолепное исполнение произведений ставят Александра Фокина, без сомнения, в ряд ведущих художников по стеклу нашего времени.
А.И. Фокин. Сновидения. 2021. Стекло, матовая гравировка. В.40. Собственность автора. Фото – Николай Казаков
Источник: artmoskovia.ru