Господдержка предприятий-производителей строительных материалов
Выставка рассказывает про стеклоделие в развитии, от традиции к эксперименту.
Одна из тенденций уходящего года – небывалый интерес к художественному стеклу. В РОСИЗО открылась большая выставка "Формы и образы" – про стеклоделие в развитии, от традиции к эксперименту. И про наступающие праздники кураторы не забыли.
Хрупкое, в твёрдом состоянии, но пластичное, когда его обрабатывают при высокой температуре. На контрасте этих характеристик решили сыграть организаторы выставки "Формы и образы. Стекло". Экспозицию открывают изделия конца XIX века, произведённые на Гусевской хрустальной фабрике, продолжают работы советских мастеров, а завершают композиции современных художников-стеклодувов. "Парадокс в том, что стекло очень разное. Оно может быть блестящим, обработанным, оно может быть немножко грубым", – рассказал заместитель генерального директора Государственного музейно-выставочного центра "РОСИЗО" Георгий Москвичев.
Одну из витрин в этом зале украшает бюст Николая Качалова. Автор работы – Вера Мухина. По её инициативе в 1940 году на базе Ленинградской зеркальной фабрики был основан экспериментальный цех по производству художественного стекла. "Вера Мухина слепила сам портрет Качалова. С него сняли форму и отлили не из бронзы, а из стекла. Это действительно очень трудно сделать, потому что толщина стекла неравномерно остывает и возможны трещины", – пояснила куратор выставки Виктория Зубравская.
Контрастируют с массивными формами креманки, фужеры, рюмки. Есть здесь и кокошники из хрусталя. В выставочных залах оформители выставки создали целое стеклянное королевство. В центре экспозиции разместили мультимедийную инсталляцию. Она отражается в зеркале. Попадая сюда, посетители выставки погружаются в мир стеклянных осколков, которые собираются то в вазу, то в графин. Дальше стенд, посвященный женским украшениям из стекла. "Дутые" бусы стали использовать для декора женских платьев и головных уборов на рубеже XIX – XX веков. "Рядом с бусами представлен национальный костюм, характерный для Воронежской области. Он принадлежал моей бабушке. В этом костюме она выходила замуж", – поделилась куратор выставки Любовь Подлеснова.
Семейным традициям посвящён и новогодний раздел выставки. Здесь можно узнать историю ёлочных украшений. Как в 1929 году, после запрета празднования Рождества Христова, клинские стеклодувы перешли с изготовления игрушек на выпуск медицинских градусников и пробирок, и как в 1936 году правительство снова разрешило новогодние игрушки. Некоторые из них московские семьи передают из поколения в поколение. Некоторые ответы можно найти на стендах с фотографиями. Например, можно увидеть ёлку начала 50-х в Тайницком саду Московского Кремля. Рядом сцены торговли новогодними игрушками в Детском мире. Те, кто запечатлён на этих снимках, теперь сами имеют внуков и, глядя на них, иногда вспоминают предновогодний трепет, который испытывали тогда.
Источник: smotrim.ru