Секрет стакана: как более 200 лет назад крепостной мастер создал шедевры, за которыми охотятся современные коллекционеры

13.05.2025
Секрет стакана: как более 200 лет назад крепостной мастер создал шедевры, за которыми охотятся современные коллекционеры

Более двухсот лет назад крепостной крестьянин создал уникальные стаканы, которыми восхищался император. Сейчас эти стаканы настоящая антикварная редкость, за которой охотятся коллекционеры со всего мира, а аукционные дома продают их за десятки и сотни тысяч долларов. Секрет создания этих стаканов мастер унес с собой в могилу и лишь недавно были сделаны предположения, которые позволят разгадать этот секрет. Однако повторить это произведения искусства не под силу до сих пор. Как же в позапрошлом веке в отсутствие современных технологий, имея лишь печь и умелые руки, крепостной мастер смог создать эти шедевры и неужели сегодня мы близки к разгадке его технологии - расскажем в этой статье.

С чего все начиналось

В 1764-ом году усилиями помещика Бахметьева в Пензенской губернии был открыт первый частный стекольный завод России - Никольский завод. Разрешение на его постройку и запуск подписала лично Екатерина II. В то время в среде русской знати царила мода на бытовое художественное стекло и изделия из хрусталя, но заграничные сервизы были дороги, а отечественные государственные заводы не справлялись с растущими запросами и не попадали в запрос, делая простые массовые изделия. Никольский же завод быстро стал популярен благодаря уникальным сложным произведениям из стекла и горного хрусталя: богатым сервизами на множество персон, изящным вазам и светильникам, украшенным золотом и серебром.

Но поистине уникальными, востребованными по сей день стали стаканы крепостного мастера Александра Вершинина. История не сохранила его портрета, но его работами восхищался император Александр I, подаривший мастеру золотые часы, а загадку двустенных стаканов мы не можем разгадать до сих пор.

В чем уникальность вершининских стаканов?

Александр Вершинин проработал на Никольском заводе всю жизнь, изготавливал сервизы по заказу царской семьи, бокалы, декорированные на тему войны 1812 года, рюмки и графины с великокняжескими гербами. Однако прославился мастер уникальными стаканами, которые и теперь зовутся по его фамилии – «вершининские».

На стенках богато декорированных стаканов помещался настоящий пейзаж в миниатюре. Например, на этом одном из самых ценных стаканов мы видим изображение усадьбы Бахметьева, хозяина завода. Кавалеры с дамами прогуливаются по парку, рядом играют дети, в пруду видны утки и гуси, различимы даже сидящие на ветках деревьев птицы. “Но что же тут уникального? - спросите вы. - Роспись по стеклу, конечно, красива, но это не редкая технология и шедевром ее можно назвать лишь за кропотливость работы”. Однако что, если я скажу вам, что это отнюдь не роспись и узор выполнен в другой технике?..

Из мха и палок

При создании стаканов Вершинин использовал не роспись, а природные материалы - солому, мелкий гравий, палочки, мох, бумагу, разноцветные нитки, складывая их в настоящие пейзажи. Вот, к примеру небольшая избушка у реки, по которой на лодке плывет пара, а вот рыбак, спрятавшийся в соломе под большим деревом.

Секрет мастера

Долгие годы оставалось неизвестным как удалось мастеру за много лет до развития и широкого распространения современных технологий работы со стеклом создавать такие шедевры. Основных вопросов два. Первый: как закреплялся на стакане весь этот сложный, состоящий из множества органических материалов декор и почему за столько лет он не потерял своего качества, не истлел и не испортился? Согласно наиболее вероятной гипотезе узор держится в стакане, потому что находится внутри него из-за двух очень плотно прилегающих друг к другу стенок. Такое предположение приходило на ум давно, однако только недавно, когда в одной из коллекций был обнаружен частично треснувший вершининский стакан, ученым удалось разглядеть, что стаканы действительно двустенные. Однако на них не видно следов клея, а значит вопрос о том, за счет чего узор держится на стакане, так и остается открытым.

Вероятно, в качестве клея использовался лёд. Технология, прямо скажем, очень необычная, но вполне возможная в те времена. Картинка наносится на мокрую поверхность одной из стенок стакана, который потом замораживали. В дальнейшем, когда стаканы вставлялись один в другой, лед растапливали, а узор оставался между их стенками в вакууме, который и позволяет органическим материалам не портиться. Однако для создания этого вакуума горлышки стаканов нужно особым образом соединить, причем сделать это незаметно.

И если на первый вопрос исследователям удалось дать ответ, то вот второй так и остался пока загадкой. Как запаивались стенки стаканов так, что вся композиция осталась в целости и сохранности?

На современном производстве такая задача не составляет труда, потому как современные мастера снабжены газовыми горелками, которые позволяют нагреть лишь необходимую часть изделия, оставив все остальное при обычной температуре. Но в 19-ом веке горелок не было и изделия погружали в печь полностью. Но в таком случае ценный узор мог просто сгореть, а один из стаканов лопнуть.

Здесь существует сразу две версии. Согласно первой, края внутреннего и внешнего стаканов покрывались фосфором, после чего поджигались. При химической реакции выделялось тепло, которое и спаивало края вместе. По второй же версии для соединения горлышек стаканов использовалось не стекло, а специальная мастика, которая при свете солнца неотличима от настоящего стекла.

Несмотря на многочисленные догадки и теории, повторить дело мастера Вершинина никто не смог до сих пор, а значит технология двухсотлетней давности, благодаря которой создавались такие уникальные стаканы, так и остается загадкой.

Вершининские стаканы сегодня

Сколько стаканов великого мастера дошло до нас сказать точно невозможно, ведь в музеях, на государственном учете в разных странах стоит не более 15 штук, а сколько хранится в частных коллекциях - неизвестно. Более того, даже среди известных стаканов не все можно доподлинно считать вершинискими. Так, многие из них уступают в художественной ценности и проработке деталей другим образцам и потому считается, что их могли делать ученики Вершинина.

Несколько вершининских стаканов хранится и периодически экспонируется в усадьбе Кусково в Москве, а также в Музее Тропинина. Есть стаканы и в музеях за рубежом, например, в США.

А вот один из самых ценных стаканов, тот самый с изображением усадьбы и гуляющих с дамами кавалеров, так и вовсе пропал. До 1996-ого года он хранился в Никольском музее при заводе и был его гордостью, но в августе того года экспонат пропал и его местонахождение неизвестно до сих пор.

По словам сотрудницы музея Кусково, “последняя известная продажа работы Вершинина состоялась на лондонском аукционе в 2000 году. Выставленный там стакан купили за 28 тысяч фунтов стерлингов при первоначальной оценке 10–15 тысяч. Кто приобрел стакан и где он сейчас хранится – неизвестно”.

Вот так даже спустя 200 лет после создания стаканы крепостного виртуоза Вершинина продолжают хранить свои тайны. До сих мы ломаем головы над тем, как они сделаны и сколько их осталось, однако это не мешает нам восхищаться трудолюбием и талантом мастера.

Источник: канал #Сквозь_призму_истории

Разместите свою организацию Зарегистрируйтесь бесплатно в каталоге предприятий на портале «СтеклоСоюз России»
Подпишитесь на новости Это позволит Вам быть в курсе актуальных тендеров, выставок, новых проектов на сайте
Следите за нами в соц. сетях Самые свежие новости и объявления в наших аккаунтах Фейсбук, Инстаграм

Господдержка предприятий-производителей строительных материалов

Новые члены СтеклоСоюза