Господдержка предприятий-производителей строительных материалов
Более двухсот лет назад крепостной крестьянин создал уникальные стаканы, которыми восхищался император. Сейчас эти стаканы настоящая антикварная редкость, за которой охотятся коллекционеры со всего мира, а аукционные дома продают их за десятки и сотни тысяч долларов. Секрет создания этих стаканов мастер унес с собой в могилу и лишь недавно были сделаны предположения, которые позволят разгадать этот секрет. Однако повторить это произведения искусства не под силу до сих пор. Как же в позапрошлом веке в отсутствие современных технологий, имея лишь печь и умелые руки, крепостной мастер смог создать эти шедевры и неужели сегодня мы близки к разгадке его технологии - расскажем в этой статье.
С чего все начиналось
В 1764-ом году усилиями помещика Бахметьева в Пензенской губернии был открыт первый частный стекольный завод России - Никольский завод. Разрешение на его постройку и запуск подписала лично Екатерина II. В то время в среде русской знати царила мода на бытовое художественное стекло и изделия из хрусталя, но заграничные сервизы были дороги, а отечественные государственные заводы не справлялись с растущими запросами и не попадали в запрос, делая простые массовые изделия. Никольский же завод быстро стал популярен благодаря уникальным сложным произведениям из стекла и горного хрусталя: богатым сервизами на множество персон, изящным вазам и светильникам, украшенным золотом и серебром.
Но поистине уникальными, востребованными по сей день стали стаканы крепостного мастера Александра Вершинина. История не сохранила его портрета, но его работами восхищался император Александр I, подаривший мастеру золотые часы, а загадку двустенных стаканов мы не можем разгадать до сих пор.
В чем уникальность вершининских стаканов?
Александр Вершинин проработал на Никольском заводе всю жизнь, изготавливал сервизы по заказу царской семьи, бокалы, декорированные на тему войны 1812 года, рюмки и графины с великокняжескими гербами. Однако прославился мастер уникальными стаканами, которые и теперь зовутся по его фамилии – «вершининские».
На стенках богато декорированных стаканов помещался настоящий пейзаж в миниатюре. Например, на этом одном из самых ценных стаканов мы видим изображение усадьбы Бахметьева, хозяина завода. Кавалеры с дамами прогуливаются по парку, рядом играют дети, в пруду видны утки и гуси, различимы даже сидящие на ветках деревьев птицы. “Но что же тут уникального? - спросите вы. - Роспись по стеклу, конечно, красива, но это не редкая технология и шедевром ее можно назвать лишь за кропотливость работы”. Однако что, если я скажу вам, что это отнюдь не роспись и узор выполнен в другой технике?..
Из мха и палок
При создании стаканов Вершинин использовал не роспись, а природные материалы - солому, мелкий гравий, палочки, мох, бумагу, разноцветные нитки, складывая их в настоящие пейзажи. Вот, к примеру небольшая избушка у реки, по которой на лодке плывет пара, а вот рыбак, спрятавшийся в соломе под большим деревом.
Секрет мастера
Долгие годы оставалось неизвестным как удалось мастеру за много лет до развития и широкого распространения современных технологий работы со стеклом создавать такие шедевры. Основных вопросов два. Первый: как закреплялся на стакане весь этот сложный, состоящий из множества органических материалов декор и почему за столько лет он не потерял своего качества, не истлел и не испортился? Согласно наиболее вероятной гипотезе узор держится в стакане, потому что находится внутри него из-за двух очень плотно прилегающих друг к другу стенок. Такое предположение приходило на ум давно, однако только недавно, когда в одной из коллекций был обнаружен частично треснувший вершининский стакан, ученым удалось разглядеть, что стаканы действительно двустенные. Однако на них не видно следов клея, а значит вопрос о том, за счет чего узор держится на стакане, так и остается открытым.
Вероятно, в качестве клея использовался лёд. Технология, прямо скажем, очень необычная, но вполне возможная в те времена. Картинка наносится на мокрую поверхность одной из стенок стакана, который потом замораживали. В дальнейшем, когда стаканы вставлялись один в другой, лед растапливали, а узор оставался между их стенками в вакууме, который и позволяет органическим материалам не портиться. Однако для создания этого вакуума горлышки стаканов нужно особым образом соединить, причем сделать это незаметно.
И если на первый вопрос исследователям удалось дать ответ, то вот второй так и остался пока загадкой. Как запаивались стенки стаканов так, что вся композиция осталась в целости и сохранности?
На современном производстве такая задача не составляет труда, потому как современные мастера снабжены газовыми горелками, которые позволяют нагреть лишь необходимую часть изделия, оставив все остальное при обычной температуре. Но в 19-ом веке горелок не было и изделия погружали в печь полностью. Но в таком случае ценный узор мог просто сгореть, а один из стаканов лопнуть.
Здесь существует сразу две версии. Согласно первой, края внутреннего и внешнего стаканов покрывались фосфором, после чего поджигались. При химической реакции выделялось тепло, которое и спаивало края вместе. По второй же версии для соединения горлышек стаканов использовалось не стекло, а специальная мастика, которая при свете солнца неотличима от настоящего стекла.
Несмотря на многочисленные догадки и теории, повторить дело мастера Вершинина никто не смог до сих пор, а значит технология двухсотлетней давности, благодаря которой создавались такие уникальные стаканы, так и остается загадкой.
Вершининские стаканы сегодня
Сколько стаканов великого мастера дошло до нас сказать точно невозможно, ведь в музеях, на государственном учете в разных странах стоит не более 15 штук, а сколько хранится в частных коллекциях - неизвестно. Более того, даже среди известных стаканов не все можно доподлинно считать вершинискими. Так, многие из них уступают в художественной ценности и проработке деталей другим образцам и потому считается, что их могли делать ученики Вершинина.
Несколько вершининских стаканов хранится и периодически экспонируется в усадьбе Кусково в Москве, а также в Музее Тропинина. Есть стаканы и в музеях за рубежом, например, в США.
А вот один из самых ценных стаканов, тот самый с изображением усадьбы и гуляющих с дамами кавалеров, так и вовсе пропал. До 1996-ого года он хранился в Никольском музее при заводе и был его гордостью, но в августе того года экспонат пропал и его местонахождение неизвестно до сих пор.
По словам сотрудницы музея Кусково, “последняя известная продажа работы Вершинина состоялась на лондонском аукционе в 2000 году. Выставленный там стакан купили за 28 тысяч фунтов стерлингов при первоначальной оценке 10–15 тысяч. Кто приобрел стакан и где он сейчас хранится – неизвестно”.
Вот так даже спустя 200 лет после создания стаканы крепостного виртуоза Вершинина продолжают хранить свои тайны. До сих мы ломаем головы над тем, как они сделаны и сколько их осталось, однако это не мешает нам восхищаться трудолюбием и талантом мастера.
Источник: канал #Сквозь_призму_истории