Господдержка предприятий-производителей строительных материалов
После революции Дятьковский хрустальный завод национализировали наряду со всеми предприятиями. Однако он не прекращал работу и продолжал изготовлять самую простую продукцию по старым, царским формам. С добавлением советской символики, например, пятиконечной звезды.
(Так выглядела продукция Дятьковского хрустального завода после революции)
В 30-е годы СССР возобновил торговлю с восточными странами, и это событие не прошло мимо хрусталя - в Дятьково стали делать цветные вазы для фруктов, фужеры и кувшины на экспорт.
(Такая продукция в 30-е годы отправлялась на Ближний Восток)
Пока не началась война. Завод эвакуировали, Брянская область оказалась под оккупацией. В 1943 году немцы, отступая с Брянщины, взорвали предприятие, так что его пришлось возрождать фактически с нуля.
Производство на заводе хрусталя возобновилось в 1945 году. Все изделия в тот период делали исключительно с помощью пресса - мастеров, тем более мужчин, на предприятии практически не осталось.
(Первые изделия на восстановленном заводе в Дятьково после войны делались женщинами)
В 50-х завод начинает работать на полную мощность, восстанавливая забытые техники и технологии. Например, в Дятьково возобновляется производство ваз в стиле Галле из двухслойного стекла с травлением, сравнимых, по сложности и уникальности, с изделиями Фаберже. И эти вазы становятся доступны массовому покупателю.
Вазы в стиле Галле, Е. Шувалов, 1953 год (Фотография с сайта музея хрусталя)
Одновременно на заводе возобновляет работу лаборатория и ведутся эксперименты с различными способами окрашивания - делают розалиновое стекло, добавляют марганцовку и даже серебро.
(А. Липская, урановое стекло, 1957)
В 60-е в Дятьково приезжают молодые художники - поклонники минимализма. Они отказываются от украшательства, минимизируют на изделиях алмазную грань, которой всегда славился завод, стараются делать гладкие изделия, используют деколь вместо ручной росписи, что упрощает и удешевляет производство посуды.
(60-е годы - период минимализма в продукции Дятьковского хрустального завода)
Один из таких ярких примеров - набор "Петухи" художника Светланы Рязановой.
(Набор "Петухи" - образец минимализма 60-х годов)
Параллельно на заводе начинают применять недавнее изобретение Ленинградского завода художественного стекла - сульфидно-цинковое стекло, которое заграницей прозвали "русским чудом".
(В СССР сульфидное стекло называли стеклом-хамелеоном, заграницей - "русским чудом")
Уникальность сульфидного стекла в том, что оно может иметь любой цвет - жёлтый, чёрный, синий, красный и т.д. Причём цвет зависит исключительно от температуры варки, и даже горячая готовая ваза может менять свой оттенок. Это позволяет добавить к изделию любые оттенки - сложные контрастные переходы, полоски другого цвета - достаточно просто играть температурой.
(В. Шевченко, десертный сервиз (1969 г) из сульфидного стекла)
Справа - М.Грабарь, набор "Красный октябрь" (1967), слева - "Рапсодия" (1978)
В 2000-х завод фактически прекратил свое существование. Однако сейчас его вновь пытаются возродить и выпускать продукцию под брендом "Мальцов". В частности, на предприятии делают эксклюзивные изделия на заказ. При этом по специально изготовленной форме всегда отливаются два предмета - один для заказчика, второй - для музея завода.
Впрочем, выпускает работающих цех и массовый хрусталь, доступный каждому. Или коллекционный - как например кубок с мордой козла, ныне называющийся "Княжеский" - полную копию аналогичного кубка, производившегося в 19 веке.
(Кубок с мордой козла и секретом от Дятьковского завода хрусталя стоит 12 тысяч рублей)
По легенде, генерал Мальцов придумал кубок в качестве награды для своих именитых гостей, съезжавшихся на охоту в брянские леса. Изображённая на фужере голова тура, символизирующего рыцарскую доблесть, умеет "менять настроение" - с обратной стороны кубка суровый козел становится улыбающимся по мере уменьшения напитка в бокале. По преданию, такие кубки получили князь Юсупов и граф А. Толстой.
Работы мастеров Дятьковского хрустального завода: